ОБЩАЯ СХЕМА ЦИКЛА КОНДРАТЬЕВА

После уничтожения монополии и выхода её на более обширный рынок, восстанавливается конкуренция и рыночные цены. Рыночная цена рабочей силы выше монопольной и потому снижается норма прибыли. Чтобы повысить норму прибыли приходится внедрять новые, более производительные средства производства. Обновление сре дств производства повышает производительность труда и норму прибыли. Повышенная цена рабочей силы увеличивает потребление рабочего населения, растет спрос на товары народного потребления и средства производства. Увеличивается производство, растет спрос на рабочую силу и её цена, сокращается безработица и затухает классовая борьба, растет спрос на заемный капитал, потому растет учетная ставка банковского процента, инфляция минимальна, в экономике подъем.
Когда спрос на рабочую силу достигает своего максимума, и когда на рынке и в производстве решающей силой становится новое поколение рабочей силы, первый отряд рабочего класса, стабилизируется норма прибыли и цена рабочей силы. Норму прибыли уже не увеличить, и потому приходится обратиться к наращиванию массы прибыли. Конкурентная борьба обостряется и начинается монополизация рынка.
Монопольные тенденции понижают экономические показатели, поскольку с обновлением рабочей силы увеличивается несоответствие монопольной цены рабочей силы средней стоимости рабочей силы. Это несоответствие, будучи абсолютно невыгодно для наемной рабочей силы, нельзя исправить повышением цены рабочей силы. И тогда остается только понизить потребительную стоимость рабочей силы до уровня её монопольной цены. То есть, снизить качество рабочей силы, а стало быть, и качество труда. Ведь стоимость рабочей силы уже произведена, а потому стоимость произведенного товара снизить нельзя. А вот потребительная стоимость рабочей силы полностью подчинена воле наемного работника, поскольку реализуется в труде.
Но все вышеперечисленные отрицательные качества монополии не самые главные. Главное то, что монополизация рынка прежде всего уничтожает все возможности развития производства как в качестве, так и в количестве. Замороженный ассортимент и качество продукции являются признаком не только государственно-монополистического капитализма Советского Союза, но и частнокапиталистического Запада.
Монополизированный рынок – это внешнее проявление достаточно развитого производства для своего времени и места. Ведь для того, чтобы свалить противников в конкурентной борьбе, надо иметь более мощную силу, а стало быть, более развитое во всех отношениях производство. Но кроме этого, монополизация рынка означает, что и сфера обращения, также схвачена крепко. То есть, запущен конвейер рекламы, налажена повсеместная реализация и при необходимости создана сеть послепродажного обслуживания. Пробиться сквозь эту стену новому товару, практически невозможно. И наглядный пример всегда у нас перед глазами – рынок прохладительных напитков моноплизирован Кока-Колой и Пепси; рынок кинофильмов – Голливудом; рынок куриного мяса опять же американскими производителями, рынок бананов, на котором царствуют калифорнийские фирмы, вообще находится под защитой американского правительства. Или взять рынок операционных систем, монополизированный Майкрософт – глючит и Windows, и Internet Explorer, по несколько раз перезагружаться приходится за сессию, но другого ничего нет. Никто не возьмется вкладывать миллионы в новую операционную систему, потому что заведомо известно, что деньги в данной ситуации будут выброшены на ветер.
Таким образом, чтобы на монополизированном рынке иметь успех, новый производитель нового товара должен сразу иметь ту же экономическую мощь что и монополия. Но этой мощности сразу быть не может, а потому развитие монополизированного рынка в части расширения ассортимента и качества товаров становится невозможным.
Единственная возможность развития производства и рынка остается в производстве принципиально нового товара, предназначенного для удовлетворения иного рода потребностей, нежели товар, производимый монополией. Однако, прежде всего на этот товар должен возникнуть спрос. А спрос на принципиально новый товар может возникнуть только тогда, когда в сферу потребления проникнет достаточно заметная для производства масса потребителей, которые выражают этот спрос.
Но и этот спрос, в свою очередь, не может возникнуть просто так и на пустом месте. Всякий спрос в своей основе имеет потребность человека. И чтобы потребность породила новый спрос на новый товар, она должна углубиться, возвыситься, и расшириться. То есть, увеличиться в своем качестве и количестве. Но монополистическое производство формируется на основе потребностей и спроса старого поколения рабочей силы, и потому для того, чтобы возник спрос на принципиально новый товар, должен обновиться контингент потребителей, а значит, должна обновиться рабочая сила, ведь как мы выяснили, только новое поколение рабочей силы имеет более высокие и обширные потребности. Поэтому на определенный период сравнимый со сроком обновления рабочей силы, ассортимент и качество производства замораживается из-за отсутствия платежеспособного спроса.
Таким образом, как в силу субъективных факторов, так и в силу объективных факторов, монополизация рынка затормаживает развитие производства и общества. Отрицательные тенденции в экономической и общественной жизни углубляются и расширяются, приводя к неизбежному кризису, выход из которого может быть один - уничтожение тех условий, которые и породили кризис. И так как условия экономической и социальной жизнедеятельности общества никогда не оторваны друг от друга, то выход из кризиса знаменует собой структурные изменения в экономической и социальной жизни общества.


ДАЛЕЕ

НАЗАД

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
 
Hosted by uCoz